ФЭНДОМ

Это статья о книге. О сериале см. Американские боги (сериал).

Американские боги – первый и основной роман Нила Геймана из одноимённого миницикла. Вышел в свет в 2001 году.

АннотацияПравить

…Американские боги. Боги, завезенные в Новый свет бесчисленными иммигрантами. Боги, рожденные индейскими племенами. Боги новых культов – телевидения, бизнеса, науки…

Царица Савская, подрабатывающая шлюхой на грязных улицах… Мать Войны Морриган, танцующая в ночном клубе… Анубис, заправляющий похоронной конторой в глухой провинции…

Американские боги начинают войну. Но зависит исход этой войны – не от богов, а от человека!

ПосвящениеПравить

Отсутствующим друзьям — от Кэти Акер до Роджера Желязны.

Кэти Акер — постмодернистская писательница и подруга Нила Геймана, ушедшая из жизни в 1997 году. В школьные годы Гейман прочёл её книгу «Кровь и срач в средней школе», а также «Большие надежды» и «Моя смерть моя жизнь, написанные Пьером Паоло Пазолини», и ему понравилось. Однажды на вечеринке он познакомился с ней лично и разговорился, ещё даже не зная, кто это. Когда Гейман понял, что перед ним Кэти Акер, отступать было уже поздно. Он признался, что они сразу стали друзьями[1].

Роджер Желязны — известный писатель-фантаст, автор серии «Хроники Амбера», скончавшийся в 1995 году. Нил Гейман испытал сильное его влияние и по части стиля, и по темам, на которые он писал[2].

СюжетПравить

Роман рассказывает о бывшем заключённом Тени Муне, который, выйдя из тюрьмы и узнав о смерти жены, нанимается к подозрительному типу по имени Среда. Вместе с ним Тень объезжает Соединённые Штаты и знакомится с богами разных пантеонов, когда-то приехавшими в Америку вслед за своим народом, а потом брошенными на произвол судьбы. Среда собирает их всех для великой войны с богами современности и втягивает в это и Тень.

ПерсонажиПравить

ГлавныеПравить

ВторостепенныеПравить

История созданияПравить

Когда в 1992 году Нил Гейман переехал в Америку, его привлекло своеобразие страны, недоступное тем, кто никогда в ней не жил. Вместе с тем появился интерес к проблеме отношений иммигрантов с Америкой[3]. Примерно в те же годы Нил обдумывал идею игры с названиями дней недели и богами и даже выстроил это в план произведения, но потом заметил, что эта идея уже используется в книге Дианы Уинн Джонс «Огонь и заклятие, или Восемь дней с Люком». Поэтому он оставил свою затею, сохранив для себя в памяти лишь имя Среды и день его встречи с Тенью[4].

Только летом 1998 года в Рейкьявике всё приобрело более-менее чёткие очертания, и Гейман понял, о чём будет его следующий роман:

Это будет остросюжетная книга, о тайне убийства, и о любви, и об автомобильном путешествии. Она будет об иммигрантском опыте, о том, во что люди верят, когда приезжают в Америку. И о том, что случается с тем, во что они верят.

Писатель отправил письмо своему американскому издателю, где кратко обрисовал будущую книгу. В ответ ему прислали макет обложки — с дорогой и молнией вдали. Обложка пришлась Гейману по душе, и, когда британское издательство Headline прочло первую половину романа и написало, что им нужна какая-то зацепка для обложки, Гейман отправил им американский вариант. Headline позаимствовало идею с молнией и добавило туда знак мотеля, на котором значилось Stardust Motel (Stardust — «Звёздная пыль», третий роман Геймана, написанный перед «Американскими богами»)[5]. Затем, чтобы написать о путешествии по Америке, Нил Гейман сам сел в машину и отправился в путь. Постепенно, шаг за шагом книга была написана. Тогда Гейман уехал в Ирландию и там, вдали от цивилизации, соединил вместе отдельные кусочки[3].

«Американские боги» были закончены в январе 2001 года. В течение следующих нескольких месяцев они готовились к публикации, и одновременно Нил Гейман вёл блог, рассказывающий об этой подготовке. В июне того же года книга увидела свет и мгновенно завоевала огромную популярность.

Издание в РоссииПравить

В России книга впервые вышла в 2003 году в переводе Анны Комаринец. Позже, в 2009 году, появился новый перевод – Вадима Михайлина и Екатерины Решетниковой. Также через год издательство Астрель выпустило аудиокнигу по роману.

НаградыПравить

Роман получил множество положительных откликов и завоевал несколько премий:

  • 2001:
    • Премия Брэма Стокера — лучший роман ужасов (лауреат),
    • Премия Британской ассоциации научной фантастики — лучший роман (номинант).
  • 2002:
    • «Хьюго» — лучший научно-фантастический/фэнтези-роман (лауреат),
    • «Локус» — лучший фэнтези-роман (лауреат),
    • «Небьюла» — лучший роман (лауреат),
    • Премия им. Августа Дерлета — лучший роман (номинант),
    • Мифопоэтическая премия — премия за лучшее произведение для взрослых (номинант),
    • Всемирная премия фэнтези — лучший роман (номинант).

Дальнейшая серияПравить

Через четыре года после выхода «Американских богов» Гейман написал сиквел «Дети Ананси» об одном из богов первой книги. Также он выпустил два рассказа о дальнейшей жизни Тени Муна: «Король горной долины» (2003) и «Чёрный пёс» (2015).

Гейман думает написать вторую часть «Американских богов», но пока, во-первых, он планирует сначала закончить ещё пару проектов, а во-вторых, как признался сам писатель, нынешние условия не совсем подходят для работы над второй частью. Если первую часть он писал, отказавшись от всего остального и разъезжая по стране, то теперь сбежать от света и запущенных проектов невозможно[6].

АдаптацииПравить

Основная статья: Американские боги (сериал)

В 2017 году по роману на канале Starz вышел телесериал Брайана Фуллера и Майкла Грина. Нил Гейман принимал участие в создании сериала и выступил одним из исполнительных продюсеров. Сейчас снимается второй сезон.

Основная статья: Американские боги (комикс)

Кроме того, в марте 2017 года издательство Dark Horse Comics начало выпускать серию комиксов по роману. Кроме Геймана её написанием занялся П. Крэйг Расселл. Художником стал Скотт Хэмптон. В 2018 году вышел первый выпуск этого комикса на русском.

ГалереяПравить

ВидеоПравить

Neil Gaiman - American Gods Origins

Neil Gaiman - American Gods Origins

Нил Гейман рассказывает о рождении романа

ПримечанияПравить

  1. Интервью с Нилом Гейманом
  2. Something Else Like… Roger Zelazny by Jo Walton
  3. 3,0 3,1 How dare you? by Neil Gaiman
  4. Блог Нила Геймана об «Американских богах», сентябрь 2001
  5. Блог Нила Геймана об «Американских богах», февраль 2001
  6. 'American Gods' Author Neil Gaiman Reveals Sequel Status, 'Sandman' Dreams
Книги
Американские богиДети АнансиКороль горной долиныЧёрный пёс